АРКАДИЙ КУТИЛОВ – НАШ ЗЕМЛЯК
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Несмотря на то, что жизнь Кутилова оказалась очень короткой, он успел оставить после себя огромное наследие, включающее в себя большое количество разножанровых произведений: стихов, прозы, рисунков, живописных работ.
Трудно, незачем и не нам судить о том, почему
так закончилась жизнь человека, почему поэзия Кутилова была достойно оценена
только спустя несколько лет после его смерти.
Стихи омского
поэта вошли в антологию «Русская муза XX века», включены в антологию «Русская
поэзия XX столетия», изданную в Лондоне на английском, наконец, – в нашумевшую
антологию «Строфы века».
Чем же так
притягивает к себе Аркадий Кутилов? Конечно же, своим необыкновенным
творчеством и интересной личностью,
редким поэтическим даром.
Родился Аркадий в 1940 г. в таежной деревне
Рысья Иркутской области, неподалеку от которой протекает речушка Кутил.
Вскоре после
войны, похоронив мужа, Мария Васильевна Кутилова возвращается с двумя
маленькими сыновьями: старшим – Юрием и младшим – Адием на свою родину, в село
Бражниково Колосовского района Омской области.
Детство и юность Аркадия Кутилова прошли в
живописном сибирском селе с двумя речками Ошей и Яченкой, ставшем источником
творчества будущего поэта.
В 1947 году он поступил в Бражниковскую
семилетнюю школу.
Адий был читателем от бога, книги любил до безумия и читал их взахлёб. Кроме
русских народных сказок, рассказов Джека Лондона, Александра Дюма, он особенно
много читал о героях войны, особое место в его чтении занимала поэзия
Марины Цветаевой, томики запрещённых
стихов которой попались ему случайно в местной библиотеке. Её поэзия оставила
неизгладимый след в душе будущего поэта.
В 1953 году Адий заканчивает семилетнюю
школу. В то время в стране было модным движение Стахановцев. Он решил ехать в г. Омск поступать в ремесленное
училище на обучение профессии токаря, эта профессия в то время была престижной.
Он сдал в училище документы и ему назначили день
собеседования, но поступать он передумал, объяснив, что профессия токаря не
даст свободы – будешь привязан к станку и всё, а он способен на большее в этой
жизни и более высокие дела. Забрав документы в училище, он вернулся в
Бражниково.
Его трудовая
биография началась с рисования
прикроватных ковров на клеёнке, портретов, натюрмортов. Он одинаково
хорошо рисовал карандашом, углём, гуашью, а позже масляными красками.
Адий учился на
двухгодичном заочном отделении рисунка и живописи Московского университета
культуры имени Н. К. Крупской.
По словам
Кутилова, заочный Народный университет дал ему достаточно знаний, чтобы
выработать художественный вкус и своё видение
искусства.
В эти годы он
работал заведующим сельским клубом и одновременно – художником-оформителем.
С октября 1962
года Аркадий проходит армейскую
службу в дачном пригороде Смоленска –
Красном Бору.
Во время службы
он активно включается в жизнь местного
литературного объединения, участвует в семинаре молодых литераторов, его стихи
охотно печатают областные и армейские газеты, он получает высокую оценку своего
творчества от таких поэтов, как Александр Твардовский и Николай Рыленков.
На третьем году службы в армии с ним
приключился интоксика- ционный психоз и он был комиссован. В подавленном
состоянии, потеряв интерес ко всему, он возвращается в родное село,
работает журналистом в районных газетах.
Пережив тяжелейшую душевную депрессию,
продолжавшуюся около года, Аркадий
возвращается к литературной деятельности.
Впервые его стихи появились в 1965 году в
газете «Молодой сибиряк» и в сборнике «Тропинка на Парнас».
Адий Кутилов не получил литературного
образования, однако он постоянно занимался самообразованием. Хотя он родился в
Иркутской области, но своей «малой» родиной он считал село Бражниково. Ведь
именно здесь происходило его становление и как человека, и как поэта.
Он перерос своё деревенское детство, оно для
него навсегда осталось где-то там, в наивной мальчишеской вере в людей, в
счастливое будущее.
После
возвращения из армии Аркадий женится на любимой женщине, у них рождается сын.
В 1967, году после смерти матери, он с молодой
женой и сыном уезжал в Иркутскую область, где он когда-то родился, на родину
своего отца.
Но через год Аркадий возвращается на свою
малую родину – в село Бражниково.
Семейная жизнь
поэта не складывается. В один год от него уходит жена, умирает родной брат и
поэт остаётся один, без семьи и без дома.
Некоторое время он ведет кочевой образ жизни
сельского журналиста, работает в целом ряде районных газет, нигде подолгу не
задерживаясь.
Решив посвятить
свою жизнь литературе, перебирается в Омск. Однако и в городе в судьбе поэта
ничего не изменилось.
В течение
многих лет его окружали только случайные люди и немногочисленные друзья.
Его домом, рабочим кабинетом становятся
чердаки и подвалы, палаты психиатрических больниц, библиотека колонии, где
можно было отдаться творчеству.
Несмотря ни на что, он писал почти
круглосуточно. Сотни стихов, де- сятки поэм. Наверное, только вера в Добро, в
свой Талант, в своё Предна-значение помогла ему вынести эти бесконечно долгие
страшные годы.
«В стихах Аркадия Кутилова поэзия словно бы
рождается еще раз, от Адама.
А. Кутилову надо было просто самому находиться
в первобытных условиях, как В. Хлебникову, чтобы получалась поэзия. Только в
звериной шкуре сознательного бомжа он мог стать сибирским киником с
диогеновской свободой мышления и
стихосложения.
Но если теплолюбивому греку достаточно было
бочки, то сибирскому Диогену «бочкой» служил весь мир, начиная с природы,
выучившей поэта таежно-чистому языку» (Владимир Яранцев, город Красноярск).
Читая его
стихи, мы не найдем в них озлобленности или обиды. Напротив, его поэзия
одухотворена любовью к людям, родной природе, к России. Он пел о своей «тихой
родине», о заре, об утренней зеленой звезде, о любви.
Творчество Кутилова можно считать
многоплановым, всеохватным, оно отражает в себе все проблемы, какие только
могут взволновать сердце истинного поэта.
Нравственность и духовность, экология,
философия и история, война и политика, наука и искусство – все эти темы поэт
пропускает через свою мятущуюся, ранимую душу; заметно меняются его стиль и
лексика, но везде слышен узнаваемый, «Кутиловский» неповторимый голос.
Почти
все творчество Кутилова автобиографично. Он писал о людях, которых видел каждый
день, писал о них с теплотой, окрашенной нотками юмора. За этим грустным юмором
видна тоска разочарования, а иногда – и настоящее отчаяние. Кутилов не питал
иллюзий относительно окружающей его жизни, при этом стремясь к тому, чтобы его
образы вызывали у зрителя симпатию, но не жалость.
Жизнь Аркадия Кутилова прервалась на взлёте,
он трагически погиб в 1985 году.
Размышляя о судьбе Аркадия Кутилова, как-то
явственнее, материальнее наводят на мысль о смысле старинного русского речения:
«написано на роду». Да, поэту было написано на роду прожить недолгую, во многом
несуразную, противоречивую, с высокими взлётами и мрачными провалами, жизнь, но
сердцевиной, сутью, основой её было творчество.
Годы
его активной творческой работы совпали с пресловутым периодом застоя, как
теперь поименован отрезок времени 70-х и начала 80-х.
Интуитивно, рецепторами своего таланта
Кутилов, как мог, сопротивлялся всеобщей нивелировке душ, всеобщему
разрушительному нейтрализму. Он ушел в себя, сведя к минимуму потребности тела,
жил аскетично, общался буквально с одним-двумя наиболее близкими ему людьми, но
и то же время, – и это сегодня явственно видно по его стихам, – в поэте
постоянно шла, не прерывалась работа души, которая никогда у него «не ленилась». Тем не менее, окружающее время
накладывало и на Кутилова свой отпечаток, ставило своё тавро – отсюда сарказм
его стихов, горечь, порою и мрачность, родственная этакому «чёрному юмору».
Несмотря ни на что, главным в жизни Аркадия Кутилова было творчество. Любил он
живопись, особенно тепло говорил о Чюрленисе, любил классическую музыку
–Бетховена, Чайковского, Скрябина, но сутью его натуры все же были стихи. Они и остались после поэта.
«Судьба дала Кутилову право говорить о самых
явных земных категориях, говорить остро и убедительно, потому что наделен он
был редкостным поэтическим даром. И
пусть не успел он полностью реализоваться, но остались его
необычные, фантастические рисунки, осталась его острая пластическая проза,
наконец, осталась память о поэте в сердцах его друзей» – написал в своем предисловии к первому сборнику стихов
Кутилова «Провинциальная пристань» писатель Владимир Макаров.
Кутилов не сумел издать при жизни книг,
оставив разрозненные записи своего творчества и неполные факты биографии. Но
самые страстные поклонники «кутиловской» поэзии торопятся успеть собрать
воспоминания о нём современников и то, что осело когда-то в домашних архивах
его знакомых и друзей.
У него ещё всё впереди.
Будет в городе Омске и улица, носящая его имя,
будет и всероссийское признание.
Творчество
Аркадия Кутилова забвению не подлежит.
Оно будет жить и после нас. Будет жить и
тогда, когда о многих из нас, нынешних, никто вспоминать не будет.
Материал подготовила Н.А. Арзамасцева